Комментарий Азата Ахметова, советника Orchards, для газеты «КоммерсантЪ».
Несмотря на то что общая политическая ситуация и санкционное давление на РФ не смягчаются, в 2023 году выяснилось, что даже из патовых ситуаций можно найти выход. Так, первые плоды дали усилия по размораживанию активов российских лиц за рубежом. Быстрее и эффективнее всего сработало замещение долговых обязательств. Медленно и трудно, с ограничениями, но к концу года сложился механизм обмена. И пусть в индивидуальном порядке, но удалось добиться прямой разблокировки активов ряда инвесторов зарубежными регуляторами. На рынке не спешат радоваться: попадание под санкции СПб Биржи создало новый комплекс проблем. Но подобных зон риска уже, видимо, почти не осталось.
Когда нумерация пакетов санкций уже перевалила за десятку в течение неполных двух лет, а риторика политических заявлений всех сторон текущих международных конфликтов мягче не становится, распутывание клубков возникших проблем, особенно на финансовом рынке, выглядит почти безнадежной затеей. Тем не менее выяснилось, что это вполне возможно.
В июне 2022 года объем заблокированных на счетах Национального расчетного депозитария (НРД) в европейских депозитариях иностранных ценных бумаг российских инвесторов первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин оценивал в эквиваленте 6 трлн руб. ($100 млрд).
<…>
Рассматриваются также возможности создания специальных компаний, на которые банки могли бы перевести со своих балансов замороженные активы. Самый распространенный механизм — выделение юрлица, владеющего замороженными активами и обязательствами перед кредиторами из недружественных юрисдикций, соразмерными замороженным активам, поясняет советник Orchards Азат Ахметов.