Комментарий Вадима Бородкина, советника Orchards, для газеты «Ведомости».
Правительство хочет дать преимущественное право госкомпаниям и госкорпорациям покупать стратегические предприятия при их банкротстве. Такое предложение включено в перечень мер по поддержке экономики в условиях санкций со сроком исполнения 31 октября (документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил федеральный чиновник). Кроме того, в этот пункт вошла инициатива снять запрет на приобретение «стратегических предприятий» для конкурсных кредиторов и их аффилированных лиц.
Изменения предлагается внести в закон «О несостоятельности (банкротстве)» – документ уже подготовлен, сообщили два источника, близких к правительству. Сейчас, согласно ст. 195 закона о банкротстве, право преимущественного приобретения стратегического предприятия в процедуре банкротства есть исключительно у Российской Федерации, т. е. фактически у правительства (оно может действовать, например, через Росимущество). Причем этой возможностью можно воспользоваться, только если организация выполняет работы по гособоронзаказу, обеспечивает обороноспособность и безопасность страны. К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
В конкретных кейсах правительству всегда сложно активировать свое преимущественное право, уточнил близкий к правительству источник. По его словам, это, как правило, очень сложные сделки, поскольку выкуп осуществляется за счет бюджета, – цена вопроса становится понятной только после проведения оценки и конкурсных процедур, тогда как деньги надо найти и согласовать фактически заранее. В результате все сделки проводятся, по сути, в ручном режиме, уточнил собеседник.
Советник Orchards Вадим Бородкин считает, что фактически речь идет о новом варианте расширения национализации приоритетных для государства активов. По его словам, предложение, с одной стороны, говорит о предоставлении подконтрольной России организации именно преимущественного права приобретения, а не обязанности. С другой – чтобы расширить возможности реализации иных активов стратегических организаций, в приобретении которых государство не заинтересовано, предлагается исключить запрет на участие в торгах конкурсных кредиторов и их аффилированных лиц, которые, в свою очередь, могут быть заинтересованы в покупке актива.
Сейчас государство периодически пользуется преимущественным правом, а в случае несоблюдения – защищает публичные интересы. Например, в деле о банкротстве АО «Дальневосточный арсенал» суды по заявлению Минобороны признали недействительными торги и применили двустороннюю реституцию