Комментарий Азата Ахметова, советника Orchards, для Право.ru.
У банкрота есть двухуровневая квартира в центре Москвы или жилье в Чите площадью почти 400 м²? Казалось бы, их можно признать роскошными и продать с торгов, а должнику купить взамен помещение поскромнее. Конституционный суд ведь разрешил. Но суды в таких спорах чаще встают на сторону несостоятельных граждан. Им оставляют большие по площади дома и квартиры, если там живут члены семьи или престарелые родственники и в других случаях.
В прошлом году Конституционный суд принял революционное решение, разрешив судам обращать взыскание на единственное роскошное жилье должника (Постановление от 26.04.2021 № 15-П).
Верховный суд детализировал подход КС, указав, что замещающее жилье не может быть меньше нормы предоставления жилья на условиях соцнайма, и разрешил давать квартиры в пределах не только поселения, но и городской агломерации (№ А73-12816/2019). А позже и уточнил, что понимать под роскошным жильем: недвижимость, существенно превосходящую нормы предоставления помещений на условиях соцнайма в регионе (дело № А27-17129/2018).
Хотя участники банкротного процесса долго ждали одобрения на замену единственного жилья, на практике механизм используют не так часто, потому что он сложный, признает Азат Ахметов, советник Orchards.
Число таких случаев будет расти, но не слишком быстро, поскольку механизм достаточно сложный и многоступенчатый, считает Ахметов.