Интервью Алексея Станкевича, партнёра Orchards, для газеты «КоммерсантЪ».
В судах РФ и лондонском арбитраже завершаются разбирательства структуры «Еврохима», одного из крупнейших производителей удобрений, с итальянскими подрядчиками строительства завода в Кингисеппе Ленинградской области. О том, почему иск был подан в российской юрисдикции, обязаны ли зарубежные компании исполнять решения судов РФ, и может ли быть достигнуто мировое соглашение, “Ъ” рассказал Алексей Станкевич, партнер юридической фирмы Orchards, представляющей интересы «Еврохим Северо-Запад-2».
— С чего начались судебные разбирательства с итальянскими подрядчиками?
— У «Еврохим Северо-Запад-2» (ЕХСЗ-2) были заключены два контракта на строительство завода по производству аммиака и карбамида в Кингисеппе — с итальянской Tecnimont S.p.A., которая контролируется международным холдингом Maire S.p.A., и ее российской дочерней структурой «МТ Руссия». Первая должна была поставлять на проект иностранное оборудование, технологии и ноу-хау, а вторая заниматься непосредственно стройкой. Эти договоры связывало воедино соглашение, по которому обе компании выступали фактически как единый контрагент. Подписание состоялось в июне 2020 года.
По условиям проекта завершение строительства было запланировано на сентябрь 2023 года. Но уже к марту 2022-го отставание составляло порядка 300 дней. Подрядчики неоднократно пытались объяснить задержки внешними факторами наподобие пандемии COVID-19. А также настаивали на пересмотре цены, хотя она была твердо зафиксирована — и ЕХСЗ-2 в соответствии с ней выплатил им большой аванс: порядка 60% от стоимости контракта.
Когда весной 2022 года против России стали вводить санкции, «МТ Руссия» и Tecnimont использовали их как предлог для приостановки работ в одностороннем порядке. Параллельно они пытались добиться пересмотра условий контрактов, предлагая убрать твердую цену и оплачивать работы по факту.
Для ЕХСЗ-2 это означало рост стоимости примерно на €150–200 млн.
В итоге после неудачных многомесячных переговоров в августе 2022 года «МТ Руссия» и Tecnimont сообщили о намерении расторгнуть контракты. Причем от ЕХСЗ-2 они ждали еще и компенсации. «Еврохим Северо-Запад-2» не согласился с этим, и сам заявил о расторжении договоров, потребовав возмещения убытков за неотработанный аванс, упущенную выгоду, а также просрочку по контракту.
Общий размер требований составил €800 млн.
Подрядчики в ответ подали иск в арбитраж при Международной торговой палате (ICC) в Лондоне, поскольку его юрисдикция была прописана в контрактах. «Еврохим Северо-Запад-2» подал встречные требования, и началась тяжба, которая тянется до сих пор. Решение по ней ожидается не ранее середины 2026 года, но в целом она подходит уже к своему финалу.
— Зачем было обращаться еще и в российский суд?
— ЕХСЗ-2, будучи российской компанией, имеет право на защиту в национальной юрисдикции. В Арбитражно-процессуальном кодексе РФ есть ст. 248.1, суть которой простыми словами в следующем: если спор связан с санкциями, российская сторона вправе перенести его рассмотрение в российский суд, даже если в договоре указана иностранная подсудность.
