Комментарий Азата Ахметова, советника Orchards, для Interfax.
Мораторий на банкротства и взыскания, который в нынешний кризис — в отличие от времени локдаунов — должен был почти тотально обезоружить кредиторов, по этой причине вызвал гораздо больше нареканий в справедливости правил. Критики говорили, что в таком виде, без выделения пострадавших и благополучных, он чреват ухудшением платежной дисциплины.
Вероятно, эти аргументы возымели действие — в правительстве не планируют продлевать мораторий, по крайней мере для широкого круга лиц. Эксперты считают, что это верное решение, так как экономику надо очищать от «умерших» должников.
Полугодовой мораторий на банкротства и взыскания в апреле 2022 года правительство ввело, чтобы помочь бизнесу и гражданам адаптироваться к новым условиям из-за санкций, наложенных после начала военной операции на Украине. В отличие от аналогичного моратория, вводившегося в 2020 году в отношении компаний из отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции, нынешний оказался более масштабным: распространялся практически на всех. Под его действие не подпали только застройщики, объекты которых включены в реестр проблемных.
Большинство экспертов и чиновников единодушны в его оценке — он был своевременен и необходим в условиях санкций и общей неопределенности.
<…> Выходя из-под моратория, компании показывали, что являются финансово устойчивыми, подтверждали свою репутацию, сохраняли лицо, в том числе перед контрагентами, говорит советник Orchards Азат Ахметов.
<…> «Судебная практика остается противоречивой. Одни [суды] считают взыскание в рамках исполнительного производства законным, другие в свою очередь признают отказ в приостановлении исполнительного производства незаконным», — подтверждает Ахметов из Orchards.