«Победа юриста в сложном споре позволяет ему прочувствовать значимость своей профессии»

Интервью Алексея Станкевича, партнёра Orchards, для Legal Insight.

В этом году в исследовании «The CASE by Legal Insight» впервые оценивались судебные дела в номинации «Стратегия и тактика судебного процесса». А 23 мая 2024 г. в рамках совместного семинара юридической фирмы Orchards и журнала Legal Insight представители кейсов, вошедших в шорт‐лист исследования, поделились подробностями и лайфхаками по защите интересов своих работодателей. В кулуарах семинара главный редактор Legal Insight Маргарита Гаскарова побеседовала с Алексеем Станкевичем, партнером Orchards и экспертом нашего исследования, о том, какие тренды он видит в судебной практике.

— Вы выступаете экспертом исследования «The CASE by Legal Insight» уже третий раз. Чем, на ваш взгляд, кейсы 2023 г. отличаются от кейсов 2022 и 2021 гг.?

— Прежде всего я хочу поблагодарить вас за приглашение поучаствовать в исследовании в качестве эксперта. Для меня это и почетно, и максимально полезно в части расширения правового кругозора. Я бы назвал это правовым дайвингом на значительную глубину. Большое вам спасибо!

Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что текущие экономические и геополитические реалии, безусловно, накладывают отпечаток на актуальные судебные тренды. Правовая реальность 2023 г. разительно отличается от реальности 2021 г. Санкции недружественных стран и контрсанкционные меры породили новые категории споров, в том числе о взыскании убытков, о выдаче судебных запретов на судебное разбирательство за рубежом и др. Неудивительно, что во многих номинациях были представлены споры, связанные с санкционной повесткой.

Отдельно стоит отметить появление новой номинации «Стратегия и тактика судебного процесса». Искусство ведения процессуального спора, наконец, заслужило отдельную номинацию. На наш взгляд, это важное и практически значимое направление судебной аналитики.

— Вы поддержали создание номинации «Стратегия и тактика судебного процесса» в исследовании «The CASE by Legal Insight». Почему она важна?

— Создание данной номинации мы поддержали с большим воодушевлением. Невозможно вести крупный судебный проект в отсутствие плана процессуальных действий. Составление и воплощение подобного плана есть искусство стратегии и тактики. Так что стратеги юридической борьбы, безусловно, заслужили свою награду.

Результат сложных споров, не имеющих одного правового решения, часто бывает непредсказуемым, и приближение той или иной стороны к положительному результату может быть обусловлено именно правильно выработанной стратегией и тактикой защиты интересов клиента.

Анализ кейсов не только через правовые позиции, но и с точки зрения того, как именно удалось достичь данного результата (поменять практику, создать или преодолеть преюдицию, добиться пересмотра дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и др.), конечно же, является важным и полезным. Такой подход позволяет взглянуть на интересные дела под другим ракурсом и понять, от каких факторов может зависеть победа в судебном разбирательстве.

— Стратегия судебной защиты тоже постигается лишь через практику и анализ конкретных дел, или этому можно обучить в юридическом вузе?

— Стратегия и тактика прежде всего имеют отношение к практике, причем к практике со- провождения сложных, нетиповых дел. Хорошему литигатору не добиться больших побед без качественной теоретической подготовки. А определенная базовая подготовка стратегически‐тактического мышления может закладываться в вузах, если при изучении отраслевых дисциплин погружение в закон и учебно‐научную литературу (на что отводится достаточно много времени) подкреплять решением практических задач, анализом судебных прецедентов, поиском и обоснованием различных подходов к разрешению правовых казусов. Немаловажным направлением обучения в вузе является и такая практико‐ориентированная деятельность, как юридическая клиника или участие в игровых процессах. Активное вовлечение в данные направления, безусловно, способствует качественной подготовке судебного юриста.

Полноценное понимание стратегии и тактики, конечно же, формируется только на практике путем многочисленных проб и ошибок. Однако стоит отметить, что победа юриста в неоднозначном споре, понимание того, что это его правильные действия привели к положительному результату, позволяют ему прочувствовать значимость своей профессии и результат непосредственно его участия в защите интересов доверителя.

— Значительную часть кейсов в исследовании «The CASE by Legal Insight» за 2023 г. составляли дела, в которых суды рассматривали распределение бремени доказывания, презумпций, прав и обязанностей сторон правоотношений. Очевидно, что высокое качество судебных решений по таким вопросам зависит не только от квалификации судей, но и от уровня развития правовой науки и образования. Как обеспечить взаимодействие этих систем?

— Действительно, в последние годы именно на уровне судебной практики стали формироваться определенные доказательственные презумпции, стандарты доказывания тех или иных обстоятельств, подходы к перераспределению бремени доказывания. Это вопросы доказывания добросовестного поведения, «банкротные презумпции», споры с участием иностранных лиц, презумпции вины и т. д. Обоснование выводов суда по делам, в которых необходимо анализировать подобного рода категории, предполагает достаточно серьезную аргументацию и высокий уровень мотивированности судебных актов.

При разрешении подобного рода дел чрезвычайна важна высокая квалификация судей. Правильное определение предмета доказывания и обстоятельств, которые необходимо выяснить для разрешения дела, верная оценка всех значимых аспектов и всех представленных сторонами доказательств требуют от судьи серьезных умственных и физических усилий. Наука и образование могут оказать определенное подспорье в развитии практики путем проведения подробных исследований судебной деятельности и ее теоретического осмысления. Например, стоит положительно оценить научные изыскания по вопросам стандартов доказывания, которые увидели свет в течение последних пяти лет. Ознакомление с публикациями такого рода позволяет лучше понять, как работают те или иные стандарты, какие есть виды стандартов доказывания и чем они принципиально отличаются. Образовательный кластер во всех его проявлениях может оказать здесь определенное подспорье, организуя повышение квалификации судей по определенным узким направлениям, устраивая общедоступные онлайн‐курсы и семинары с участием ведущих юристов‐практиков разной профильной направленности.

— Два года назад у нас с вами был совместный проект под названием «Как не допустить экологический конфликт, и что делать, если спор неизбежен?». В исследовании «The CASE by Legal Insight» за 2023 г. не было ни одного дела по экологии. С чем это связано?

— Что ж, в данном обстоятельстве сложно не увидеть нечто позитивное. А если серьезно, то очевидно, что сыграл роль принятый мораторий на плановые проверки, который в числе прочего действовал и в сфере экологии. Стоит отметить и разумное отношение государственных органов, адекватно оценивающих текущую экономическую ситуацию. В целом в течение последних двух лет политика государства в отношении давления на бизнес была более чем сдержанной. Проверяющие структуры, в частности Росприродназдор и прокуратура, старались проводить исключительно профилактические мероприятия, направленные на предупреждение экологических правонарушений или на пресечение таковых на ранней стадии.

Симптоматично, что после активного периода проверок и судебных споров в 2020–2022 гг. значительно повысилось внимание бизнеса к экологическому сегменту, особенно после резонансных последствий в виде беспрецедентных сумм, взысканных с НТЭК (дочерней структуры «Норникеля») в связи с разливом нефтепродуктов в Норильске. Этим, в частности, можно объяснить отсутствие крупных техногенных катастроф, связанных с загрязнением окружающей среды, и, как следствие, отсутствие крупных кейсов в данной сфере правового регулирования.

— Какие тренды вы увидели в судебной практике в начале 2024 г.? Есть ли уже судебные дела, изменившие правовую реальность, которые могут попасть в шорт‐лист исследования 2024 г.?

— На наш взгляд, тренды 2024 г. являются логическим продолжением векторов развития практики последних лет. Так, продолжает формироваться практика с участием иностранных лиц и практика защиты интересов российских компаний от недружественной санкционной политики.

Резкий поворот наблюдается в спорах по исключению участников (акционеров) хозяйственных обществ, в том числе миноритарных, и в расширении действия «банкротного арсенала» при оспаривании сделок. Теперь по банкротным основаниям можно оспорить сделки дочерних обществ банкрота, а также сделки общества, принадлежащего супруге гражданина‐банкрота, и пр.

Анализируя судебную практику Экономической коллегии за 2024 г., мы отметили, что стало появляться больше судебных актов, в которых Верховный Суд в первую очередь восстанавливает нарушенную справедливость, зачастую переходя формальные рамки законодательного регулирования. Фактически Коллегия помимо формирования (или изменения) судебной практики по тем или иным категориям дел взяла на себя функцию по исправлению очевидных ошибок нижестоящих судов. Видя такую тенденцию, нижестоящие суды начинают придавать вопросам справедливости и добросовестности больше значения по сравнению с тем, как это было ранее.

2024 год стал знаковым с точки зрения судебных прецедентов, сформированных на уровне Верховного Суда РФ. У всего юридического со- общества на слуху споры «Дело Балаяна», «Дело «Вествок Проджектс» и многие другие. На уровне нижестоящих судов сейчас также развивается немало интересных новаторских кейсов, многие из которых заслуживают внимания, а возможно, и участия в исследовании по итогам текущего года.

Ссылка на интервью>>

Подпишитесь на Telegram Orchards

X