Комментарий Алексея Станкевича, партнёра Orchards, для Право.ru.
Директор рискует всегда, а сейчас за его решениями особенно пристально следят акционеры или участники юрлица. Риск взыскания убытков за невыгодную сделку и привлечения к субсидиарке по долгам фирмы возрос, уверены юристы. В самом сложном положении находятся топ-менеджеры иностранных фирм. Сами компании могут приостанавливать деятельность или вовсе уходить с рынка, а отвечать за это будут российские руководители. Эксперты рекомендуют им не принимать устные указания зарубежных бенефициаров, а прекращение работы не объяснять лишь санкциями — надо искать экономические причины.
Если руководитель фирмы совершит убыточную сделку, то ее можно оспорить п. 2 ст. 174 ГК («Последствия нарушения представителем или органом юрлица интересов юрлица»). Договор признают недействительным, когда был сговор топ-менеджера и контрагента или ущерб настолько явный, что о нем не могла не знать и вторая сторона соглашения.
У руководителя организации еще есть риски привлечения к субсидиарной ответственности. По статистике, в половине банкротных дел кредиторы заявляют подобные требования. И хоть не все из заявлений суды удовлетворяют, на практике этот инструмент становится все популярнее. В 2016-м к субсидиарке привлекли всего 521 контролирующее лицо, а в 2021-м в девять раз больше: почти 4800 человек.
Сейчас в России действует банкротный мораторий, кредиторы не могут инициировать несостоятельность должников до 1 октября 2022 года (Постановление от 28.03.2022 № 497).
Позитивно настроен в прогнозах Алексей Станкевич, партнер Orchards. Он напомнил, что власти страны взяли курс на декриминализацию ответственности руководителей коммерческих организаций. О том, что необходимо решить проблему необоснованных арестов бизнесменов, сказал президент России Владимир Путин на ПМЭФ-2022 (подробнее — Путин поручил ВС и кабмину ограничить аресты бизнесменов).
«Относительно количества возбужденных уголовных дел, думаю, может наметиться снижение их количества. Сейчас государством обозначен курс на качественное изменение существующих подходов к уголовному преследованию, особенно по экономическим составам, которые, в частности, учитывали бы сложившуюся обстановку», – Алексей Станкевич.
Есть у директоров и риски международного характера: многократно выросла вероятность попадания в санкционные списки различных государств, особенно если под ограничения уже подпала сама фирма.