Комментарий Вадима Бородкина, советника Orchards, для Право.ру.
Как пишет Право.ру, на второй рабочей неделе в этом году Верховный суд рассмотрит больше ста дел. Экономколлегия рассмотрит 16 дел.
В деле № А20-3218/2018 о банкротстве общества «Риалбио» аннулированы перечисления в пользу концерна «Риал» на сумму почти 419 млн руб. 11 августа 2020 года АС Кабардино-Балкарской Республики решил, что концерн должен вернуть обществу всю сумму. Но к тому времени обанкротился и «Риал» (дело № А20-3223/2017), поэтому конкурсный управляющий «Риалбио» попросил включить в реестр требований кредиторов долг в 419 млн руб.
Первая инстанция указала, что оба юрлица входили в одну группу компаний. Под влиянием бенефициара подконтрольное ему общество «Риалбио» перечислило деньги концерну «Риал», который находился в ситуации имущественного кризиса. Поэтому суд субординировал требования кредитора (то есть понизил до очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты). Другого мнения оказалась апелляция. Она включила требования общества в третью очередь. Она указала, что обе компании находится в процедурах банкротства и понижение очередности нарушит права кредиторов «Риалбио», которые не имеют отношения к спорным операциям. Кассация «засилила» эту позицию. В СКЭС пожаловались конкурсный управляющий «Риала» Леонид Лазаренко и ФНС России (кредитор). Они настаивают, что первая инстанция верно разрешила спор и субординировала требования. Так ли это, ВС решит 20 января.
В подобных спорах не может быть единообразного решения. Его нужно принимать в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств спора, уверен Вадим Бородкин, советник Orchards: «Надеюсь, что экономическая коллегия, вместо попытки принять унифицированное для всех случаев решение, этот спор рассмотрит точечно и попробует представить нижестоящим судам и правоприменителям критерии, когда требование будет подлежать субординации, а когда субординация должна исключаться».
В случае «Риалбио» Бородкин считает, что ВС, скорее всего, займет позицию первой инстанции.