Комментарий Петра Мацкевича, советника Orchards, для Право.ru.
Вечером 29 января Верховный суд внес в Госдуму пакет законопроектов, который передает кассационные полномочия по делам мировых судей из кассационных судов общей юрисдикции в региональные. Теперь кассацию на решения мировых судей будут рассматривать президиумы областных, краевых и верховных судов республик. Но главное изменение — введение выборочной кассации для десятков миллионов гражданских, административных и уголовных дел. Вместе с юристами попробовали оценить, как эти изменения повлияют на участников процесса.
Как работает новая система
Сейчас решения мировых судей обжалуют сначала в районном суде в апелляции, затем в кассационном суде общей юрисдикции. На всю страну их девять, они находятся в центральных городах федеральных округов вдалеке от большинства регионов.
«Не секрет, что это создает определенные препятствия для доступа к правосудию тех граждан, которые из-за логистических, финансовых и других трудностей просто не в состоянии приехать в эти суды для участия в процессах. Например, при обжаловании решений мировых судей Красноярского края их пересмотр осуществляется в Кемерове, расстояние до которого измеряется тысячами километров», — говорил председатель ВС Игорь Краснов за неделю до дебюта законопроектов на заседании Пленума ВС 27 января.
Чтобы это изменить, Верховный суд предлагает откатить правила обжалования до 2019 года и передать кассации по делам, которые по первой инстанции рассматриваются в мировой судебной юстиции, в региональные суды областного уровня.
Таким образом, порядок рассмотрения большинства судебных споров (а по первой инстанции мировые судьи в 2024-м рассмотрели почти 36 млн дел, следует из статистики Суддепа) будет выглядеть так:
- Мировой судья
- Районный суд (апелляция)
- Президиум регионального суда (кассация)
- Верховный суд (вторая кассация)
Новые правила применяются к гражданским, уголовным, административным делам. Под действие реформы подпадают также дела об административных правонарушениях, которые рассматривают мировые судьи. Это значительная категория дел — речь идет почти обо всех штрафах по КоАП.
Зачем это нужно Верховному суду
Верховный суд обосновывает реформу тремя главными причинами.
- Территориальная доступность. Реализация законопроекта повысит уровень доступности правосудия для граждан, которые смогут лично участвовать в заседании суда кассационной инстанции в административном центре своего региона. Это позволит сократить судебные издержки, которые возмещают за счет средств федерального бюджета.
- Снижение нагрузки на судей кассационных судов общей юрисдикции. По статистике, которую приводит сам ВС, за 2024 год (за 2025-й статистика еще не готова) кассации СОЮ рассмотрели по жалобам на решения мировых судей 2430 уголовных дел в отношении 2484 лиц, 23 442 гражданских дела, 562 административных дела. Кроме того, суды рассмотрели жалобы на 21 417 постановлений мировых судей по делам об административных правонарушениях.
- Еще одна причина связана с организацией мировой юстиции. Региональные суды на подведомственной им территории несут обязанность по штатному комплектованию мировой юстиции, участвуют в аттестации и повышении квалификации мировых судей, выполняют иные мероприятия организационного характера, отвечают за качество правосудия в регионе. При этом они не наделены полномочиями по процессуальному контролю за законностью решений мировых судей и лишены возможности изучения и обобщения их судебной практики. Наделение региональных судов кассационными полномочиями устранит это противоречие, говорится в пояснительной записке к документу.
Опрошенные Право.ru юристы отмечают, что в части обжалования актов мировых судей изменения, по сути, откатывают судебную реформу 2019 года. До создания кассационных судов общей юрисдикции эту функцию выполняли президиумы региональных судов.
Советник Orchards Петр Мацкевич считает, что перераспределение подсудности само по себе приемлемо. При этом он критически оценивает аргумент о логистической доступности правосудия: кассация по гражданским и административным делам и так идет без вызова сторон, участники процесса физически не присутствуют в заседании КСОЮ. А значит, и время на дорогу тратить не приходилось.
<…>
Возвращение к фильтрации Мацкевич называет самым чувствительным для участников процесса. «С 2019 года все кассационные жалобы рассматривали по существу, количество отмен ошибок мировой юстиции значительно возросло», — отмечает он. Юрист опасается формализации процедуры пересмотра и призывает дождаться реакции на поправки профильных комитетов Госдумы и научного сообщества.
