Комментарий Алексея Станкевича, партнера Orchards, для Право.ru.
Заявку компании на участие в аукционе отклонили из-за того, что она приложила распечатку электронной выписки из ЕРГЮЛ, а не оригинал. Суды поддержали решение организатора, но ВС усмотрел в этом барьер на участие в торгах для добросовестной компании. Такая позиция может исправить практику и добавить однообразия, но юристы ожидают, что полностью от формального подхода избавиться не получится.
Магазин «Центральный» из московского Троицка разместило в интернете извещение об аукционе на право заключить договор аренды недвижимости для торговли. Заявки на участие подали две компании: «Риита» и «Янтарный Айсберг». В итоге аукцион признали несостоявшимся, а комиссия организатора торгов решила заключить сделку с «Янтарным берегом». Дело было в том, что в комплект заявки «Риита» включила распечатку выписки из ЕГРЮЛ, полученной через сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» на сайте ФНС. Такая форма не соответствует правилам, указал организатор торгов. Фирме следовало предоставить либо саму выписку, либо ее нотариальную копию.
Компания оспорила это решение в УФАС, но антимонопольщики признали жалобу организации необоснованной. Направленная ей бумага, с их точки зрения, — это просто копия выписки с сайта и ее надо нотариально заверить.
Тогда «Риита» пошла судиться, но проиграла спор с антимонопольным органом в трех инстанциях. Оригиналу документа соответствует только представленная в электронном виде выписка из ЕГРЮЛ. Распечатка выписки из ФНС в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, — это не оригинал и даже не копия документа, признали суды.
«Риита» обжаловала выводы нижестоящих инстанций в Верховном суде. Компания отметила, что выписку, которую она представила в заявке, сформировали через сервис на официальном сайте ФНС. Там есть исходящий номер регистрирующего органа, а еще она подписана квалифицированной электронной подписью налоговиков с указанием номера сертификата и срока ее действия. Также не опровергнута подлинность электронной подписи. Фирма отметила, что передавать оригинал или нотариально заверенную копию нужно, чтобы обеспечить достоверность сведений об участнике конкурса. Эти данные открытые. Заказчик вполне мог как определить статус подателя заявки, так и признать оригиналом выписку из ЕГРЮЛ с квалифицированной электронной подписью.
Экономколлегия в конце декабря рассмотрела жалобу «Рииты» и удовлетворила ее.
ВС напомнил о положениях закона «Об электронной подписи». Согласно им информация в цифровой форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, который равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях. Исключение составляют только случаи, когда есть требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Но спорный случай не такой.
Судьи также не нашли какого-либо несоответствия содержания представленной юрлицом выписки сведениям, размещенным в открытом доступе на официальном сайте налогового органа. Подлинность электронной подписи не опровергнута, а других поводов для сомнений в соответствии заявки компании другим требованиям правил и аукционной документации у УФАС и судов тоже не было.
Отклонение заявки компании комиссией организатора торгов свидетельствует о создании неоправданных барьеров при реализации права на участие в конкурентных процедурах, признал ВС.
Электронная выписка, соответствующая всем требованиям к электронному документу, может быть использована вместо бумажной и наоборот. Чтобы определить, допустимо ли представлять выписки из ЕГРЮЛ вне зависимости от формы, важно понять, есть ли возможность проверить их по открытым данным на сайте налогового органа или опровержение подлинности сертификата электронной подписи.
С учетом этого ВС признал незаконным отказ организатора торгов «Риите» в праве участвовать в аукционе. Спор о повторном проведении процедуры рассмотрения заявок направлен в АСГМ (дело № А40-271788/2022).
Выводы Верховного суда скорректируют практику в отношении выписок из ЕГРЮЛ, полагает партнер Orchards Алексей Станкевич. При этом позиция будет воспринята ограниченно, считает эксперт, и будет касаться только таких выписок. Документ, предоставляемый в электронной форме, не должен вызывать сомнений в достоверности. Содержание выписки из ЕГРЮЛ можно проверить на основании данных открытых источников информации, а порядок получения такого документа регламентирован законом. «Содержание большинства иных документов сопоставить нельзя, что все-таки ограничивает возможность повсеместного принятия электронных документов», — объясняет эксперт.