Комментарий Алексея Станкевича, партнёра Orchards, для газеты «Деловой Петербург».
Происходящее вокруг спецоперации на Украине начинает влиять на арбитражную практику. Отечественные компании активно ссылаются в арбитраже на «недружественность» своих иностранных контрагентов и нередко добиваются успеха.
Международное сообщество ввело множество санкций в отношении России. В числе ответных мер — два указа президента Владимира Путина. 28 февраля был подписан документ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями других стран», а 5 марта — «О временном порядке исполнения обязательств перед иностранными кредиторами».
Сейчас, напомним, в списке недружественных находятся 27 стран Евросоюза и ещё 21 государство на разных континентах — от США и Великобритании до Австралии и Южной Кореи.
Эти указы, собственно, участники в арбитражных спорах и использовали, породив фактически новую судебную практику.
Ссылки на указы президента используются в самых разных делах и при самых разных обстоятельствах. Это взыскание административных штрафов за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам, взыскание неосновательного обогащения, арендные споры, процессы о несостоятельности, истребование обеспечительных мер и т. д.
Первой ласточкой стало так называемое дело Свинки Пеппы. Решение Арбитражного суда Кировской области вызвало бурную реакцию у бизнеса и юристов, породив закономерный вопрос: это казус или новая арбитражная практика? Впрочем, вчера вышестоящая инстанция отменила решение Арбитражного суда Кировской области. Правда, пока текст решения в карточке дела не размещён.
Алексей Станкевич, партнёр Orchards поделился историей из судебной практики:
Ссылка на недружественное государство может помочь приостановить исполнение решения суда. Такое постановление было вынесено Арбитражным судом Московского округа в рамках спора между ООО «Сименс энергетика» («дочка» Siemens AG) и отечественной компанией «Кантрева».
«Сименс энергетика» получила заказ на проектирование и строительство подстанции для ветряной электростанции в Мурманской области за 437,2 млн рублей. К реализации проекта она привлекла ООО «Кантрева». Но по версии «Сименс энергетики», его подрядчик нарушил сроки контракта.
В Арбитражном суде Москвы «Сименс энергетика» потребовала со своего контрагента 44 млн рублей неосновательного обогащения, но первая инстанция взыскала с «Кантревы» только 7,2 млн рублей. В феврале апелляция оставила решение без изменений. Однако стороны подали жалобы в Арбитражный суд Московского округа, который весной этого года по заявлению «Кантревы» приостановил исполнение решения суда. Свою позицию ответчик аргументировал в том числе ссылками на недружественность страны истца. Впоследствии окружной суд, изучив материалы дела, отменил все решения и отказал «Сименс энергетике» в её требованиях.