Статья на основе вебинара Юрия Аксёнова и Азата Ахметова для VC.ru.
Рассказываем об актуальных трендах в практике по экологическим спорам. Даем прикладные советы, как быть, если компанией заинтересовался Росприроднадзор.
Количество судебных споров о нарушении природоохранного законодательства год от года росло незначительно. Если сравнивать судебную статистику за 2013–2017 и 2018–2022 годы, цифры будут примерно одинаковыми.
Если проверка уже пришла, для компании начинается самый ответственный период.
Важно!
Залог успеха в споре о возмещении вреда природе — качественное сопровождение административной проверки.
Совет!
Контролируйте проверку на каждом этапе, сопровождайте специалистов и внимательно следите за тем, что и как они делают. Каждая ошибка сотрудников РПН — это ваш шанс оспорить их выводы в суде.
Внимательно следите за тем, как проверяющие отбирают пробы, и фиксируйте все их ошибки. Например, специалисты РПН могут:
- неправильно выбирать площадки для забора проб, не учитывать особенности почв и ландшафта;
- отбирать одну точечную пробу вместо положенных пяти — нарушать регламент отбора;
- отбирать контрольные и фоновые пробы на участках, условия которых резко отличаются друг от друга, — это делает сравнение таких проб объективно невозможным;
- использовать для забора загрязненные инструменты.
Своевременная фиксация этих нарушений позволит в суде оспорить результаты экспертизы РПН.
Важно!
Недостаточно следить за действиями проверяющих. Необходимо параллельно нарабатывать собственную базу аргументов для будущего суда о возмещении вреда природе.
Совет №1
Не пренебрегайте параллельным забором проб. Одновременно с проверяющими берите собственные образцы и отправляйте их на независимую экспертизу.
Совет №2
Не откладывайте забор проб на другое время и не дожидайтесь результатов экспертизы проверяющих. Природная среда самообновляется: если между пробами прошли дожди, выпал снег или, тем более, сменилось время года, суд может признать ваши результаты нерелевантными.
Со стороны компании в проверке должны принимать участие:
- эколог – он лучше всех знает ситуацию в организации, ориентируется в природоохранной документации и знает производственные процессы, из-за которых возникает вред окружающей среде;
- юрист, понимающий тонкости экологического законодательства и правила проведения административных проверок;
- специалист по отбору проб – он необходим, чтобы и оперативно фиксировать нарушения, которые при отборе допустят проверяющие, и параллельно отбирать собственные пробы;
- специалист из компетентной лаборатории, который сможет экстренно провести альтернативный анализ отобранных проб.
Как победить в споре о компенсации вреда природе
Судебная практика по спорам о компенсации вреда окружающей среде в России в некоторой степени парадоксальна. Привлечение лица к административной ответственности по результатам проверки РПН автоматически означает взыскание компенсации ущерба природе. Но при этом непривлечение к административной ответственности совершенно не исключает взыскания ущерба.
Даже если проверка РПН закончилась для природопользователя удачно и к административной ответственности его не привлекли, это не означает, что к нему не предъявят иск о возмещении вреда природе и не взыщут миллионы рублей в итоге
У природопользователя есть три варианта судебной стратегии в споре с РПН — один хороший и два сомнительных:
1. Пытаться доказать отсутствие вреда природе — это сложный путь. Потому что суды в отношении ущерба окружающей среде используют достаточно формальный подход. Он заключается в том, что, если организация превысила положенные ей нормативы, значит, ущерб природе есть. Хотя в действительности это не всегда так.
Например, компания использует в работе воду из водоема. Первоначально эта вода имеет определенный уровень загрязнения, не связанный с производственным процессом.
Однако для природопользователя установлены нормативные показатели сбросов. И порой эти показатели таковы, что вода, которую после производственного цикла организация сбрасывает в водоем, на выходе чище, чем сам водоем изначально. То есть деятельность организации не то что не вредит природе — она ей помогает.
Но если организация сбросит воду, которая всё еще чище, чем сам водоем, но уже превышает нормативы, это признают причинением ущерба окружающей среде.
Факт формального превышения нормативов в этом случае для суда важнее, чем то, что в конечном итоге водоем стал от деятельности природопользователя только чище.
2. Вторая стратегия — пытаться возместить причиненный ущерб на условиях природопользователя.
Нередко компании разрабатывают программы рекультивации, призванные устранить ущерб окружающей среде. Очевидно, что, если такая программа разработана правильно и качественно реализована, иск РПН о возмещении ущерба должен быть отклонен.
Но на практике всё складывается иначе. Дело в том, что возместить ущерб с помощью рекультивационных мероприятий означает восстановить состояние окружающей среды до исходного. И ключевая проблема здесь в том, что ни РПН, ни суды не обладают точным и единым пониманием, что такое «исходное состояние среды».
Практика складывается следующим образом: суды предполагают, что, возможно, мероприятия, проведенные природопользователем, на самом деле не восстановили исходное состояние окружающей среды, а значит, ущерб не компенсирован полностью. И в итоге взыскивают с компании разницу между ценой ущерба, которую рассчитал по своей методике РПН, и той суммой, которую компания потратила на рекультивационные мероприятия.
Иными словами, как бы компания ни старалась компенсировать ущерб своими силами, с нее всё равно довзыщут до размера ущерба, рассчитанного по применимым методикам.
3. Третья, и наиболее перспективная, стратегия в споре с РПН — оспаривать составляющие расчета суммы ущерба.
Росприроднадзор рассчитывает сумму ущерба, причиненного природе, по определенным методикам. При таком расчете учитывается некоторое количество факторов, в числе которых — вид природного объекта, площадь и глубина загрязнения и некоторые другие. Оспаривая эти факторы по отдельности, можно добиться если не полного освобождения от взыскания, то хотя бы его сильного уменьшения.
Именно при таком подходе пригодятся наработки, сделанные природопользователем еще в ходе проверки РПН. Например, если компания параллельно с проверяющими отбирала собственные пробы, с их помощью можно попытаться оспорить результаты экспертизы проверяющих. Потому так важно, чтобы параллельные пробы были релевантны. Или, например, если проверяющие при отборе проб допускали ошибки, указание на них в идеале поможет признать всю экспертизу РПН негодной.
Таким образом, продуманная подготовка к проверке и ее сопровождению помогут выиграть у Росприроднадзора спор о компенсации ущерба.