Комментарий Юрия Аксёнова, партнёра Orchards, для Право.ru.

Иностранные контрагенты отказываются продавать оборудование. Западные госорганы не выдают лицензию на экспорт. С логистикой тоже проблемы: надо искать новые маршруты и перевозчиков. Юристы считают, что сначала стоит попробовать уговорить контрагента изменить условия соглашения. Но к переговорам надо хорошо подготовиться и собрать документы в поддержку своей позиции. На будущее стоит пересмотреть часть условий договора, чтобы лучше защитить интересы поставщика. Правда, санкционную оговорку суд, скорее всего, не признает.

Санкции и контрсанкции, прерывание логистических цепочек, самовольный отказ западных компаний от сотрудничества с российскими контрагентами — это может привести к тому, что поставщики и подрядчики не получат зарубежные товары или оборудование и не исполнят обязательства перед своими контрагентами. В значительной степени это касается и высокотехнологичного импорта, и продукции российского производства, для которой требуются иностранные комплектующие.

Западные санкции запрещают ввозить из Евросоюза широкий ряд аппаратуры и оборудования, включая высокотехнологичное производственное. С 10 октября 2022 года запрещен въезд в Россию грузовиков из ЕС, Великобритании и других стран в качестве зеркального ответа на этот же запрет, но многие европейские перевозчики перестали работать с РФ еще раньше, пишет «Коммерсант». США теперь лицензируют фирмы из третьих стран, которые продают в Россию товары с использованием американских технологий.

Параллельный импорт, скорее всего, не спасет всех поставщиков: одно дело — продукты широкого спроса, другое — машины и расходники, которые могут иметь серийные номера, требовать особого обслуживания или гарантийного ремонта со стороны компаний, которые ушли с рынка РФ. Заменить высокотехнологичное оборудование и материалы зачастую сложно. На такую задачу потребуется много времени для изучения новых рынков закупки, характеристик и качества аналогов. 

В результате исполнители оказываются под ударом: заказчики, не получив положенного, требуют от них неустойку и убытки. Но предъявить эту же сумму иностранному контрагенту сейчас сложно по ряду причин, объясняет партнер Orchards Юрий Аксенов:

  • Большинство договоров с иностранными контрагентами содержат условие о подсудности споров суду или арбитражу за пределами России — судиться долго, дорого и с неясными перспективами.
  • Компетентные органы иностранных государств склонны рассматривать текущую ситуацию как форс-мажор, освобождая контрагента от ответственности в течение неопределенного времени.
  • ГК РФ не рассматривает неисполнение работ или поставок контрагентом как форс-мажор. Торгово-промышленная палата с марта 2022 года приостановила выдачу заключений об обстоятельствах непреодолимой силы.

Аналогично страдают и подрядчики, у которых в договорах может быть указано использование оборудования или материалов конкретных марок и производителей.

Подпишитесь на Telegram Orchards

X